Введение в проблему
«Электронный
образовательный ресурс» – этот термин в настоящее время слышал каждый
преподаватель. Это то, что от него требует как начальство, так и
современная концепция развития образования (см. Федеральную целевую
программу развития образования – ФЦПРО). Но, с другой стороны,
большинство преподавателей, как в школе, так и в высших учебных
заведениях, не имеют об этом достаточного представления. А когда встает
вопрос о переходе на свободное программное обеспечение, а тем более при
переходе на Linux, даже у оставшейся части, имеющей хоть какое-то
представление о том, как создавать ЭОР на платформе Windows, возникает
«легкая паника».
Конечно, люди, знакомые с вопросом не понаслышке, могут возразить
что осенью 2008 года был запущен проект создания ЭОР нового поколения (http://www.ibs.ru/content/rus/545/5451-article.asp),
в техническом задании к которому упоминается «обеспечение соответствия
ЭОР международным требованиям к образовательным ресурсам, а также
требованиям совместимости и кроссплатформенности». Но работы по
созданию ЭОР необходимо выполнять «здесь и сейчас», и они являются
частью комплексной оценки как преподавателей, так и учебных заведений,
и их отсутствие может привести к невозможности повысить свой статус
(категорию, должность, звание) для преподавателей или даже к проблемам
с аккредитацией и аттестацией учебных заведений (так как данный вид
ресурсов влияет на итоговый результат оценки). Исходя из сказанного
выше, и была написана эта статья.
Она состоит из двух частей. Сначала мы поговорим об ЭОР и
существующих решениях для различных их видов. Потом расскажем о
применимости программных решений на Linux, наличии свободных решений и
различных методах создания ЭОР, доступных большинству преподавателей.
Что такое ЭОР. Классификация ЭОР
Начнем с самого понятия ЭОР. Обычно под электронным образовательным
ресурсом понимают образовательный контент, облеченный в электронную
форму, который можно воспроизводить или использовать с привлечением
электронных ресурсов.
Классификация ЭОР может быть проведена по нескольким направлениям:
- по типу среды распространения и использования – Интернет-ресурсы, оффлайн-ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;
- по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;
- по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;
- по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы,
практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры),
контрольно-измерительные материалы.
Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся.
В статье мы будем исходить из следующей классификации, разбив все
ЭОР на три группы: текстовые (гипертекстовые), текстографические и
мультимедийные (интерактивные). Также будем считать, что в каждый ЭОР
должен иметь модульную структуру и состоять из модулей вида ИПК, где И
– информационный (лекционный) модуль, П – практический (лабораторный,
интерактивный) модуль, К – контролирующий (тестовый) модуль.
К ЭОР текстового типа можно отнести все образовательные сайты и
оффлайн-электронные учебники, которые представляют собой перенос
бумажного носителя в электронный вид. Они характеризуются развитой
системой поиска на основе меток – содержания, глоссария и гиперссылок.
С другой стороны, они не содержат нелинейного повествования и применяют
стандартный метод «последовательного» погружения.
Текстографические ЭОР, в дополнение к «голому» тексту, могут
содержать иллюстративный материал – рисунки, таблицы. К этому типу
можно отнести «продвинутые» энциклопедии и учебники, которые содержат
дополнительные составляющие – галереи. Иногда текстографические ЭОР
могут отходить от линейного принципа повествования и быть построены на
викифицированных технологиях, т.е. содержать в тексте отсылки не только
на стандартные составляющие – ссылки, глоссарий и список терминов, но и
всплывающие пояснения, переходы на другие части ресурса, связанные в
контексте с этой темой, и т.п.
Мультимедийные ЭОР содержат в себе мультимедиа-контент (видео,
анимация, аудио-контент), а также могут взаимодействовать с
пользователем, задействовав режим интерактивности. Спектр
мультимедийных ЭОР достаточно широк – от мультимедийных энциклопедий до
развивающих игр.
В России на федеральном уровне были разработаны ЭОР так называемого
первого и второго поколений. К первому поколению можно отнести
различные ЦОР – цифровые образовательные ресурсы, ярким примером
которых может являться платформа от 1С [1]. Ко второму поколению
относятся ресурсы ФЦИОР [2], которые можно воспроизвести с помощью
специального ОМС-плейера и которые построены с применением стандартов и
технологий SCORM, Java и Flash. Третье поколение, как уже было
упомянуто выше, только вышло на старт проектных работ, и до реализации
еще достаточно далеко.
К большому сожалению, использование ЦОР в Linux проблематично (а
скорее, даже невозможно) из-за отсутствия нативной платформы под Linux
и проблемам с запуском основных компонентов под Wine. Использование ОМС
хоть и сопряжено с большими трудностями установки и настройки, но есть
попытки его запуска под Linux, хотя и не все ЭОР воспроизводятся без
проблем. Создание же ЭОР второго поколения требует знания XML, Java и
Flash-программирования, что недоступно большинству преподавателей.
В то же время большинство преподавателей пытается создавать
образовательные ресурсы, используя проприетарные форматы вида Microsoft
PowerPoint. Проигрывание таких ресурсов под Linux также приводит к виду
частично/невозможно, особенно при использовании интерактивных
взаимодействий на основе макросов и форматов MS Office 2007 (pptx).
Кроме того, размещение таких ресурсов онлайн также проблематично.
Возникает закономерный вопрос – а что делать, если имеется только
Linux? Отказаться от создания электронных ресурсов? Есть несколько
вариантов решения этой проблемы.
В начало 1. Используем OpenOffice.org
Первый заключается в использовании стандартных средств офисного
пакета OpenOffice.org (или, как его сокращенно называют, OOo).
Встроенные средства создания html-страниц во Writer позволяют создавать
гипертекстовые учебники, пригодные для размещения в сети. Экспорт в PDF
позволяет создавать оффлайн-учебники, снабженные иллюстрациями,
ссылками и переходами, а знание небольших хитростей позволяет
реализовать даже всплывающие подсказки.
При экспорте в html-формат вы получаете на выходе максимум
текстографический материал с гиперссылками. Этот образовательный
контент уже можно использовать в виде решений для самостоятельного
обучения (например, как электронные учебники в pdf), как «раздаточный»
материал на занятиях с применением ЭВМ или как основу для построения
дистанционных курсов (html) или электронных учебников в системах ДО.
Для создания мультмедийных ЭОР можно воспользоваться возможностями
другого пакета из состава OpenOffice.org – редактором презентаций
Impress. Средства редактирования и экспорта редактора презентаций
Impress также позволяют создавать ЭОР всех трех уровней. Дополнительно
к экспорту в pdf, html и формат PowerPoint (пока ещё самый
распространенный) OpenOffice.org Impress может выполнять экспорт
презентации в swf-формате, создавая галереи слайдов.
Но в данном случае речь идет только об И-содержимом. Создание
виртуальных и тестовых модулей, конечно же, возможно средствами
макроязыков, поддерживаемых OpenOffice.org, но они требуют знания хотя
бы OfficeBasic, а желательно – родного для OOo Java. Но и здесь можно
найти выход из положения.
У нас есть два пути решения проблемы. Первый заключается в
использовании дополнительных тестовых модулей/программ совместно с
созданным ЭОР (например, в составе ДО или отдельно на компьютерах
обучаемых), второй – в использовании специальных дополнений к
OpenOffice.org.
В начало 2. Расширяем возможности OpenOffice.org
Для OpenOffice.org существует большое количество дополнений, расширяющих его функциональность. Все они доступны на сайте http://extensions.services.openoffice.org/
(EN). Одно из самых интересных расширений позволяет создавать основные
компоненты ЭОР – это расширение eTOK – eTraining Operating Kit, также
доступное для загрузки с сайта http://www.etok.de.
Это расширение позволяет создавать ЭОР, содержащие в своем составе
материалы И- и К-модулей. Основанное на HTML и Java-script, расширение
на выходе дает законченный ЭОР, пригодный как для размещения в сети,
так и для использования вне ее, содержащее лекционный материал,
вкладки, глоссарий, галереи, а также несколько видов проверочных
модулей для самопроверки обучаемых. Вы можете создавать различные виды
тестов – множественный выбор, пазл, соответствие и др. Несмотря на
англоязычный интерфейс, на выходе получается интернациональный продукт,
а доступный для правки шаблон позволяет задать внешний вид получаемого
ЭОР. Также реализован гипертекстовый поиск по учебнику и глоссарию, для
которого достаточно выделить не менее четырех символов термина.
Для установки eTOK необходимо скачать само дополнение, затем через меню Справка – ...eTOK зайти в его меню. В нем необходимо задать домашнюю папку для установки (например, /home/user/eTOC), а затем нажать на кнопку install eTOK menu. После этого нужно скачать последнюю версию шаблонов с сайта (просто нажав на кнопку Load Templates) и разархивировать их в директорию, в которую задали при установке.
Процесс создания электронных учебников и изменения шаблонов не очень
сложен, но достаточно объемен в описании, поэтому в данной статье мы не
будем заострять на этом внимание. Скажем только, что после перезагрузки
OpenOffice.org Writer вы получите меню eTOK, через которое можно
создать новый проект, добавить в него главы, страницы, иллюстрации,
вкладки и тесты, а также глоссарий и содержание. В результате вы
получите возможность экспортировать ваш электронный учебник.
В начало 3. Создание гипертекстовых электронных учебников с помощью систем ДО
Системы дистанционного обучения (Learning Content Management System)
также прочно закрепляются в образовательном пространстве и являются
средами для обитания ЭОР. Но мало кто знает, что используя свободные
системы ДО, можно создавать ЭОР, которые будут функционировать вне
системы ДО. Такую возможность предлагает, например, ATutor – система
для построения ДО на основе стандарта SCORM.
Создаваемые в ATutor курсы могут содержать элементы всех типов,
включая flash и мультимедиа-контент. Курсы благодаря стандартизации
очень легко переносятся, а также могут быть выгружены оффлайн в виде
архива, который впоследствии достаточно только распаковать и запустить
идексный файл index.html для доступа к полной копии онлайн-курса. В
результате получается полноценный ЭОР, который можно отнести к
промежуточному между текстографическим и мультимедийным типами, и
который содержит в себе необходимые элементы для обучения. ATutor
отлично локализован, легко осваивается преподавателями; существуют
учебные материалы на русском языке по работе с ним (последние,
например, были опубликованы в российской версии журнала LinuxFormat).
Так как ATutor – это система, написанная на php, для его установки
вам понадобится как минимум локальный сервер с настроенными на нем
сервисами LAMP. Большинство дистрибутивов позволяют установить
локальный Web-сервис с помощью одного метапакета (например, в Mandriva
Linux достаточно установить пакет task-lamp). ATutor также может
содержаться в репозитории вашего дистрибутива Linux. Если же его там
нет, то всегда можно скачать нужную версию с официального сайта проекта
http://atutor.ca/.
Сразу же стоит обратить внимание, что локализация ATutor отстает от
его стабильных выпускаемых версий (на момент написания статьи последняя
стабильная версия была 1.6.3, а пакет локализации был только для
предыдущей версии – 1.6.2).
В начало 4. Использование WiKi-систем
Как написано в Википедии [6] (которая сама является ярким примером
использования WiKi-систем), вики характеризуется такими признаками:
возможностью многократно править текст посредством самой вики-среды
(сайта) без применения особых приспособлений на стороне редактора;
особым языком разметки – так называемой вики-разметкой, которая
позволяет легко и быстро размечать в тексте структурные элементы и
гиперссылки; возможностью форматировать и оформлять отдельные элементы
с учётом изменений (версий) страниц; возможностью сравнения редакций и
восстановления ранних вариантов; разделением содержимого на именованные
страницы; гипертекстовостью: связью страниц и подразделов сайта через
контекстные гиперссылки.
Добавив к этому возможность вставки мультимедиа-контента, мы получим
программное обеспечение, отвечающее основным принципам ПО для создания
ЭОР, а получаемый контент – самому ЭОР. Но тут возникает проблема –
знакомые с вики преподаватели могут возразить, что вики – это сетевая
система и может применяться только при наличии Интернета или хотя бы
локального сервера. Да, наиболее часто применяемый «движок» WiKi –
Mediawiki – это серверная система, написанная на php и требующая
наличия настроенного Web-сервера с apache2 и mysql. Но вики не
замыкается только на нем [7]. Существует масса других интересных
проектов, исповедующих «религию WiKi», но не привязанных жестко к сети.
Наиболее популярным из таких систем является WikiPad и TiddlyWiki.
WikidPad – бесплатная программа, написанная на языке Python, позволяющая хранить информацию с использованием вики-разметки.
WikidPad позволяет создавать ссылки между страницами. Это позволяет
легко создавать небольшие по объему вики на определенные темы. При
необходимости содержание вики может быть экспортировано в формате HTML
или XML. Написанная на Python, программа может работать на нескольких
платформах (Microsoft Windows, GNU/Linux, Mac OS X и др.), что
позволяет создавать кроссплатформенные ЭОР.
Для работы с WikiPad вам может понадобиться WxPython (и сам язык
Python) пакеты с которыми есть во всех современных дистрибутивах. Так
что убедитесь, что они у вас установлены, или доустановите с помощью
менеджера пакетов вашего дистрибутива.
Затем вы можете скачать стабильную или последнюю версию с сайта проекта http://wikidpad.sourceforge.net/ и затем, распаковав программу в любую папку вашей домашней директории (или нового проекта), запустить из командной строки файл python WikidPad.py. WikidPad позволяет создавать ЭОР первого типа, добавляя туда элементы в виде иконок.
TiddlyWiki – вики-движок и вики-концепция, заключающаяся в том, что
весь вики-сайт представляет собой одну HTML-страницу, интерактивность
которой обеспечивается скриптами. Благодаря тому, что вся TiddlyWiki –
один файл, её хорошо использовать для быстрой публикации информации.
Так как TiddlyWiki – это всего лишь единственная html-страничка, то
для создания ЭОР вам достаточно скачать ее с официального сайта и
переименовать.
Для сохранения ваших изменений в локальной версии не забудьте также
скачать и поместить в ту же директорию, что и TiddlyWiki, специальный
плагин TiddlySaver, который доступен с основной страницы программы.
TiddlyWiki по умолчанию не имеет русифицированного интерфейса, но
его легко добавить. Подробно процесс русификации описан на странице http://glebsite.ru/tw/.
Что умеет TiddlyWiki? Она позволяет создавать ЭОР текстографического
типа, который может быть применен в совместной работе с учащимися, а
также как основа для их самостоятельной работы. Вы можете использовать
не только wiki-разметку, но и средства html – теги, стили css и т.п. В
результате получается гибкая система, позволяющая строить быстрые
кроссплатформенные ЭОР, не требующие больших знаний в технологии
создания скриптовых html-страниц и динамических Web-ресурсов.
Для защиты от изменения достаточно убрать из директории со страницей
плагин TiddlySaver, и наоборот, для внесения изменений его добавить.
TiddlyWiki широко используется для работы с учащимися, а также как
основа построения простых гипертекстовых сайтов-учебников, энциклопедий
и других видов электронных ресурсов, не требующих от хостинга наличия
скриптовых языков и баз данных, а от пользователя – знаний по их
настройке.
В начало Заключение
Как видно, переход на свободное программное обеспечение не означает
начала «конца света» при создании ЭОР. Преподаватели, которые хотят и
могут открывать для себя новые технологии, при этом переходе получат
больше, чем если бы они оставались работать на проприетарных продуктах.
В статье мы перечислили только часть из существующих решений, но даже
они позволяют создавать конкурентные ЭОР, улучшающие и помогающие
донесению изучаемого предмета до учащегося. Более консервативные
преподаватели могут отметить для себя наличие знакомых инструментов, и
нашей задачей будет помочь им в дальнейшем адаптироваться в работе в
незнакомой среде.
Эта статья не содержит исчерпывающих руководств или иллюстраций, так
как является вводной в цикл, описывающий работу над учебными проектами
с помощью упомянутого программного обеспечения, а также поможет
установить и адаптировать имеющиеся проприетарные программы, такие как
ОМС-плейер или инструменты создания Flash-анимации.
Ресурсы
Об авторе Кандидат
технических наук, доцент Глазовского государственного педагогического
института, руководитель и автор образовательного проекта EduMandriva
(www.edumandriva.ru), автор множества статей по использованию Linux в
образовании и по совместительству участник нескольких свободных
проектов, основные из которых Mandriva Linux, Gambas2, LXDE и Klavaro. Читать статью
|